Новый закон – финансовый омбудсмен в ОСАГО

С 1 июня 2019 года начал действовать новый закон по спорам между страхователями и страховыми компаниями в ОСАГО. Спорные моменты, исходящие из полиса страховки водителя, теперь будет рассматривать финансовый омбудсмен. Если использовать русские слова, то его можно назвать уполномоченным по правам страхователя в вопросах финансов. В первой инстанции такие споры будут решаться именно человеком, назначенным на эту должность. Не пройдя этот этап, невозможно обращаться дальше.

Такое правило действует как для ОСАГО, так и для КАСКО. Новый закон принят для облегчения участи водителя. Это происходит, когда он не может получить деньги со страховщика за ущерб, причиненный автомобилю при ДТП. В суд ему придется обращаться только в крайних случаях. До принятия закона без судебных тяжб редко можно было получить деньги от страховой компании.

Кто такой финансовый омбудсмен ОСАГО

Финансовый уполномоченный по правам страхователя в ОСАГО учрежден Федеральным законом №123-ФЗ от 4 июня 2018 года. Он не подчиняется чиновникам, стоящим у власти. Новая должность введена с целью установить досудебный порядок. Так должны решаться спорные вопросы между клиентом и страховой компанией, с целью предотвращения судебных разборов.

Кто такой финансовый уполномоченный

Принятие и рассмотрение дел финансовым омбудсменом обойдутся для автовладельца бесплатно. Возможно обращение в суд только после прохождения этапа рассмотрения дела финансовым уполномоченным по автострахованию.

По результатам проверки омбудсмен выносит решение, которое должно исполняться страховой фирмой в указанный срок. Если она не согласна, то может оспорить результат в суде.

Как подать обращение

Водитель, попавший в трудную ситуацию, и решивший воспользоваться услугами финансового омбудсмена по ОСАГО, должен действовать так:

  1. Подать заявление страховщику по ОСАГО. До обращения к финомбудсмену нужно пойти к вашему страховщику и потребовать оплатить ущерб, нанесенный автомобилю после ДТП. Если ответа не последовало, либо он неудовлетворительный, можно обратиться к финансовому омбудсмену.
  2. Проверить страховщика. До посещения уполномоченного, нужно проверить страховую фирму, состоит ли она в специальном реестре организаций, которые связаны с омбудсменом. Если страховщик не включен в перечень, то можно напрямую обращаться в суд.
  3. Отправить обращение уполномоченному. Это можно сделать в электронном виде или письменно на бумаге. Первый вариант обращения подразумевает отправку в Личном кабинете на сайте финансового омбудсмена. К заявлению необходимо приложить документы, которые перечислены ниже.
  4. Контролировать процесс. Закон о финансовом омбудсмене устанавливает жесткий срок – 3 рабочих дня. За это время заявителю должно быть отправлено уведомление, что документы приняты к рассмотрению, либо дан мотивированный отказ. Если обращение принято, то можно контролировать его рассмотрение в Личном кабинете. Кроме этого, можно подключиться к рассылке уведомлений на электронную почту, по СМС на мобильный телефон.

В следующих разделах подробнее рассмотрим все описанные этапы.

Подача обращения

Перед отправкой обращения нужно проверить, состоит ли компания в реестре или перечне организаций, взаимодействующих с финансовым омбудсменом. Если она включена в список, то нужно проверить, соответствует ли ваше обращение условиям рассмотрения.

Заблаговременно нужно обратиться к страховщику с претензией в письменном или электронном виде. Заявление рассматривается, и ответ направляется заявителю в установленные сроки:

  1. 15 рабочих дней с момента получения обращения в электронной форме, если прошло не больше 6 месяцев после того, как нарушены права.
  2. В месячный срок с момента получения заявления в других случаях.

Ответ направляется по электронной почте, а если ее нет, то по адресу прописки. Если ответа в установленное время не поступило, либо он неудовлетворительный, то можно обращаться к финансовому омбудсмену.

Он рассматривает претензии, если требование о выплате не больше 500 000 рублей. Если претензия основана на нарушении страховой фирмой ОСАГО согласно Федеральному закону №40-ФЗ, то ограничений по сумме нет.

Обращение можно отправлять разными вариантами:

  1. В Личном кабинете на интернет-портале финансового омбудсмена.
  2. Почтой по месту нахождения уполномоченного.

Содержание текста обращения должно удовлетворять требованиям, которые определены Федеральным законом, отмеченным выше, а именно статьей 17.

К нему нужно приложить копию обращения к страховщику и ответа на него, если он поступил. Также потребуется копия договора ОСАГО и другие документы, касающиеся этого дела.

Как составить обращение

В указанной выше статье есть перечень данных, которые должны содержаться в обращении:

  1. Ф. И. О., дата и место рождения, прописка.
  2. Название, адрес страховой фирмы.
  3. Адрес, мобильный номер, электронная почта.
  4. Суть спорного вопроса, сумма требования, номер полиса ОСАГО, его дата.
  5. Информация о подаче заявления страховщику, ответа от него, какие способы были использованы для решения вопроса.
  6. Копия квитанции об оплате взноса, если обращается третье лицо по доверенности.
  7. Дата, подпись.
  8. Если обращение составлено неверно, то сотрудники финансового омбудсмена должны оказать помощь в оформлении. В течение трех дней после отправки документов должно прийти уведомление об их принятии или отказе в рассмотрении. Если страховая фирма не состоит в перечне сотрудничества с уполномоченным, то можно сразу обращаться в суд.

Порядок рассмотрения

Если обращение принято, то финансовый омбудсмен должен рассмотреть его и вынести решение в установленные сроки:

  • 15 дней, за вычетом выходных, при условии, что заявитель является физическим лицом, а не предпринимателем;
  • 30 дней, если заявление подано от юридического лица.

Если будет проводиться независимая экспертиза, то срок ее проведения в указанные промежутки времени не включается.

Однако, она должна проводиться не дольше 10 дней, не считая выходных. Финансовый уполномоченный вправе назначить очное рассмотрение дела. Тогда он отправляет уведомления обеим сторонам спора. В случае неявки одной из сторон, дело будет рассмотрено без нее.

После того как обращение принято, закон о финансовом уполномоченном дает заявителю право:

 

  1. Следить за процессом рассмотрения документов в Личном кабинете.
  2. Получать уведомления по электронной почте, на мобильный телефон по СМС.
  3. Подавать ходатайство об очном разбирательстве.
  4. Забрать обращение, если решено отозвать претензию к страховщику по разным причинам.

Финомбудсмен после рассмотрения документов решает вопрос об удовлетворении претензий, либо об их отказе. После решения в течение суток оно направляется заявителю в электронном виде с цифровой подписью. Также решение может направляться по почте в бумажном виде.

Внимание! Решение начинает действовать через 10 рабочих дней после подписания.

Порядок исполнения

Страховщику по ОСАГО отправляется решение финансового омбудсмена в течение суток. Оно должно исполняться строго в указанный в нем срок.

Если он не будет исполнен, то водитель, который хочет получить деньги за ремонт машины, может подать заявление финансовому омбудсмену. В результате автовладельцу выдается специальное удостоверение. Его нужно предъявить судебным приставам, которые принудительно взыщут денежные средства со страховой фирмы.

После решения финансовой службы уполномоченного, водитель может обжаловать его в суде в следующих случаях:

  1. Несогласие с решением омбудсмена.
  2. Нарушение сроков.
  3. Отказ в рассмотрении.

В суд можно обращаться в течение месяца после того, как решение вступит в силу. После этого на имя финансового уполномоченного нужно отправить копию обращения.

Особенности нового закона

Новые правила, описанные в законе, еще не опробованы на практике, так как вступили в силу несколько дней назад.

Как взыскать ущерб, если наехал на открытый люк.

Есть нюансы, о которых должны знать водители, пытающиеся получить деньги по страховому полису ОСАГО:

  1. Если автовладельцем оформлена доверенность на другого человека о праве требования к страховщику, то он также может подавать обращение к финансовому омбудсмену.
  2. Последний может рассмотреть обращение, если с момента нарушения прав автовладельца прошло не больше 3 лет.
  3. С 28 ноября 2019 года клиенты смогут обращаться к финансовому уполномоченному по вопросам, касающимся любых страховых фирм (не только по ОСАГО), кроме медицинского страхования.
  4. С 1 января 2020 года подобные обращения станут возможными даже по претензиям к микро финансовым компаниям.
  5. С 1 января 2021 года через уполномоченного можно обращаться к кредитным фирмам и банкам, негосударственным фондам по пенсиям, ломбардам. Новые правила будут действовать, если организации включены в список тех компаний, которые добровольно взаимодействуют с финомбудсменом.

Если страховая компания на добровольных началах не выполнила решение финансового омбудсмена, то суд взыскивает штраф 50% от суммы. Эти деньги переходят в пользу заявителя.

Если страховщик решит обратиться к уполномоченному по вопросам ОСАГО, то ему придется выложить 30 тысяч рублей в качестве взноса. Если финомбудсмен не удовлетворит требование, то взнос повышается до 45 тысяч рублей. В случае оправдательного результата страховой фирмы, взнос ей платить не придется.

Читайте: Можно ли ставить светодиодные LED-лампы в задние фонари автомобиля.

Другие варианты

Если страховщик добровольно оплатит деньги по требованию страхователя, то взнос может быть назначен менее 30000 рублей. Это зависит от этапа, на котором прекратится дело. Однако взнос не может быть ниже 7,5 тысяч рублей.

Если юрист, специализирующийся на вопросах автомобильного страхования, решит обратиться к финомбудсмену, то взнос для него составит 15 000 рублей. Такую же сумму должны оплачивать и другие лица, кроме страховщиков и страхователей.

Юрий Воронин - финансовый омбудсмен

В России главным финансовым омбудсменом является Юрий Воронин (смотрите на фото выше). Он высказал мнение, что указанные взносы обоснованы и направлены на эффективную работу всей системы.

Банковские реквизиты

Они потребуются для оплаты взноса третьим лицам, обращающимся по доверенности.

банковские реквизиты

Образцы заполнения квитанции можно найти на официальном сайте по адресу.

Контакты

Служба финансового уполномоченного находится в городе Москве по переулку Старомонетному, д. 3, почтовый индекс 119017.

Бесплатный телефон для обращений граждан: 8800-2000-010.

Адреса электронной почты:

  1. Для обращений средств массовой информации — info@finombudsman.ru.
  2. Для финансовых организаций — corporate@finombudsman.ru.
  3. Техническая поддержка — support@finombudsman.ru.

Заключение

Решение спорных вопросов с помощью финансового омбудсмена может сделать проще жизнь многим автовладельцам. С 1 июня 2019 года, чтобы получить деньги за ущерб, нанесенный автомобилю, достаточно подать обращение страховщику и финомбудсмену. В зависимости от результата можно обращаться в суд или начинать ремонтировать свой автомобиль на полученные деньги.

Обновлено: 16.06.2019 — 23:26

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *